Новости

Памятник рабочему

24.04.2019

5 июня прошлого года скульптуру рабочего в сквере на пересечении проспекта Ленина и улицы Чернышевского сняли с пьедестала работники цеха № 64 и отправили на реставрацию. И вот спустя почти год обновлённый трудяга вновь радует глаз общественности. Теперь он возвышается напротив инструментального производства завода им. Дегтярёва.
Изначально, скульптура была установлена в центре сквера и поставлена на инвентарный учёт на заводе в 1955 году. По словам очевидца, ветерана завода Ю. А. Пигановича, скульптуру привезли в конце 1950-х годов в разобранном виде откуда-­то из Подмосковья. Правая рука была от другой скульптуры. Заводские архитекторы уже на месте восстановили её по собственному проекту, в руку вложив книгу.
Павел Яковлевич Раскин, работник САО, член Союза художников:
– Эта парковая скульптура – образец социалистического реализма. Такие изваяния можно было встретить во многих парках в советские времена. В основном они отражали труд, спорт или отдых.
Памятник привезли на завод в распиленном виде. Это был весомый плюс, т. к. работать без стремянки гораздо удобней. На первых порах сложность была в том, как новая смесь будет связываться со скульптурой. Я долго не мог попасть в нужные пропорции воды, гипса и цемента. Начинаю заделывать трещину с утра, а после обеда смотрю – раствор отвалился. В итоге, в состав смеси вошли клей ПВА и бетонконтакт. Путём кропотливых экспериментов удалось прийти к оптимальному варианту.
Кепка или берет? Долго не мог определиться: какой головной убор носит рабочий. Когда стал счищать краску более тщательно, скальпелем, из-­под неё показались остатки козырька. Значит, кепка!
Назрел вопрос о том, как делать недостающую руку. Я показал фотографии рабочего скульптору Юрию Иватько. Он посоветовал мне не делать этот фрагмент отдельно, а воссоздавать руку непосредственно на скульптуре. Кстати, со слов старожилов, отвалившуюся кисть привозили отдельно в коробке.
И вот, я приступил. Сложность была в том, что не было 3D модели. Пришлось работать с натуры. Попросил позировать цехового рабочего, фотографировал его и отталкивался от снимков. Далее из раствора была набрана общая масса руки, попросту кусок. Как в случае с гранитом, осталось лишь отсечь лишнее.
Почему книга? Это символ единства труда и знаний. Они идут в ногу. Думаю, данная аксиома актуальна на все времена. Меняются лишь носители информации.
Вообще, это моя первая реставрация, на которую ушло более четырех месяцев. Хорошо ли я справился, покажет время. Будем надеяться, что рабочий простоит ещё долго.