Новости

Депутат с оружейного завода

01.08.2019

Депутат с оружейного завода

ХХ век выдвинул Ковров в ряд оружейных центров страны. Имена ковровских конструкторов-­оружейников В. А. Дегтярёва, Г. С. Шпагина, С. Г. Симонова, С. В. Владимирова стали сегодня известны всему миру. Большим авторитетом в период своей деятельности названные оружейники пользовались в Коврове и, соответственно, были избираемы в депутаты различного уровня.
С избранием в 1940 году Василия Алексеевича Дегтярёва депутатом Верховного Совета Союза ССР по Ковровскому избирательному округу № 134 в его адрес только за первые пять лет поступило около 15 тысяч писем от избирателей.


Почетная обязанность
«Избрание Василия Алексеевича в депутаты Верховного Совета СССР прибавило ему еще одну почетную обязанность – быть слугой народа.
К нему стали приходить избиратели со своими нуждами, думами, мечтами. Они знали Василия Алексеевича как человека чуткого и отзывчивого, верили, что он внимательно выслушает их, поможет советом и делом. К нему шли избиратели и с личными и с общественными делами: одни просили помочь отремонтировать дом, другие – оказать помощь в озеленении города, третьи – построить лодочную станцию».
Из книги Г. Д. Нагаева «Дегтярёв».


В Государственном архиве Владимирской области хранится дело под названием «Переписка трудящихся с депутатом Верховного Совета СССР от г. Коврова В. А. Дегтяёвым», начатое 19 февраля 1946 г. и оконченное 17 февраля 1948 года. Дело небольшое – всего 19 листов, оно только фрагментарно характеризует депутатскую деятельность знаменитого оружейника, но уже из него видно, насколько она была обширна и насколько значимы ее результаты, как для отдельного жителя города, так и для социально-­экономического развития всего Коврова того периода.

Новый мост
– В 1940-х гг. актуальной для Коврова, ставшего уже крупным промышленным и культурным центром Владимирской области, была проблема моста через реку Клязьму, – рассказывает О. А. Монякова, директор историко-мемориального музея г. Коврова. – Старый понтонный мост, построенный в 1926 году, уже не выдерживал транспортных нагрузок. Решением СНК СССР в 1945 году было утверждено решение о строительстве нового моста через реку Клязьму в Коврове. Но из-­за отсутствия средств и нужных строительных материалов ввод моста в эксплуатацию затягивался. К решению проблемы был подключен Дегтярёв. В деле сохранилось два его письма, связанных со строительством моста. Одно из них начальнику главного управления внутренних водных путей


Министерства речного флота СССР Зорину от 8 октября 1947 года:
«Решением СНК СССР в 1945 году в городе Коврове утверждено строительство моста через реку Клязьму протяженностью 319, 4 м, из коих в русле реки запроектированы 4 фермы Г.А.У. с ездой по низу пролетом по 32 метра.
Строительство моста затягивается из-­за отсутствия в достаточном количестве лесоматериала.
В настоящее время для этого моста приобретены 8 шт. готовых железнодорожных ферм Г.А.У. пролетом 18 мет., с ездой по верху.
Исходя из вышеназванного, я вынужден лично просить вас дать согласие для прохода судов, оставить только один пролет размером 32 метра запроектированную ферму Г.А.У. с ездой по низу. Остальные фермы заменить приобретенными железнодорожными фермами Г.А.У. с ездой по верху.
Это мероприятие даст возможность ускорить строительство моста и будут соблюдены все технические правила эксплуатации речного пароходства.
Проход судов в районе Коврова бывает только во время весеннего паводка и то единичные случаи.
Река Клязьма причислена к рекам 4 категории.
О Вашем решении прошу поставить меня в известность».



Это письмо он написал на своем личном депутатском бланке, а другое из сохранившихся в архиве писем написано на бланке Исполкома Ковровского городского Совета депутатов трудящихся и только подписано В. А. Дегтярёвым как депутатом Верховного Совета СССР и Героем Социалистического Труда вместе с председателем горисполкома Швецовым. Предназначалось оно командующему Московским военным округом маршалу К. А. Мерецкову:
«Исполком Ковровского Городского Совета Депутатов Трудящихся просит Вас разрешить воинской части № 63568 под командованием генерала тов. Василенко оказать помощь в строительстве моста через реку Клязьму силами спецчастей.
Строящийся мост связывает город с заречной частью города, где в летнее время располагается летний лагерь данной воинской части, и отсутствие моста вынуждает воинскую часть организовывать переправу своими средствами. Помощь воинской части выразится в предоставлении 30–50 чел. Бойцов для забивки свай и по такелажу готовых ферм моста в период с 25-го февраля по 1-е мая, сроком на 2 месяца.
С устройством моста воинская часть в конечном счете сэкономит средства, затрачиваемые на самостоятельную переправу. Мост крайне необходим городу. Из-­за отсутствия рабочей силы строительство его затягивается и в настоящее время, в период стояния льда, выполнение работ по строительству моста до 15 апреля, крайне необходимо, иначе еще на год задержится строительство».
Вероятно, на это письмо с мощной поддержкой авторитетом конструктора В. А. Дегтярёва был получен положительный ответ, так как уже в 1948 году мост через реку Клязьму в Коврове начал эксплуатироваться.


Фото из архивов музея и ИИК «Дегтярёвец».

Далее: