Новости

Исчезающие профессии, или…

16.10.2019
В СМИ появились сообщения о готовящемся приказе Минпросвещения России о внесении изменений в некоторые документы, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. А точнее – о намерении с 01.01.2021 г. прекратить «прием на обучение в соответствии с утвержденным настоящим приказом … по профессиям …» И дальше следует перечень 9 профессий и 23 специальностей. В их числе – наладчик контрольно-­измерительных приборов и автоматики, автомеханик, слесарь, фрезеровщик-­универсал, токарь-­универсал, станочник (металлообработка) и т. д.
Как это понимать? – Значит, учреждения профобразования теперь не будут готовить для города (Коврова данная тема касается непосредственно), где преобладают предприятия оборонной отрасли, рабочих – специалистов по металлообработке? Откуда же наш завод, в частности, будет брать такие кадры?
Начальник Управления по работе с персоналом ОАО «ЗиД» Юрий Викторович Тароватов.
– Это пока не приказ, а всего лишь проект. Но и он написан языком не для «широкого чтения», а – для специалистов, знающих предысторию вопроса и сегодняшнее положение дел. Поэтому лично я воспринимаю этот документ как очередной этап трансформации (с последующим переименованием) одной профессии в другую в связи с изменениями условий труда, требований к работнику и с учетом потребности в тех или иных специалистах.
Простой пример: был кочегар, который бросал уголь в топку, стал оператор котельной, который нажимает на кнопки и следит за работой приборов. Изменились условия труда (оборудование) – изменились требования к умениям и образованию работника – изменилось название его профессии. А суть ее осталась прежней – нагрев воды и обеспечение ей жилых домов.
И в данном случае с профессиями по металлообработке происходит то же самое. Вместо токарей-­универсалов, умеющих работать на универсальных станках, техникумы и ПТУ будут готовить специалистов (не знаю, как они будут называться) одинаково подготовленных для работы, как на универсальном, так и на программном оборудовании. Но сначала учащиеся постигнут азы профессии, без которых немыслимо дальнейшее обучение, как невозможно изучение высшей математики без знания арифметики. Это – аксиома. Не случайно в последние годы многие технические вузы, например, им. Баумана, направляя к нам своих студентов на производственную практику, включают в программу не только знакомство с производством, но и освоение рабочей профессии.
Профессии токаря, фрезеровщика, шлифовщика будут востребованы всегда. Во-­первых, парк универсального оборудования, что существует на нашем предприятии и на предприятиях страны в настоящее время, в одночасье невозможно заменить на программное. А во‑вторых, в этом нет необходимости, ведь не на всех операциях возможно и целесообразно использовать станки с ЧПУ. Так что поводов для беспокойства нет.